Подробное описание стандарта Ultra HD Rec. 2020


Дата публикации: 09.02.2013

На сайте уже была статья про Ultra HD. Но на этот раз будет дано более детальное описание UHD как стандарта, ведь оказывается не все так просто!

Главное что следует понимать, что Ultra HD появилось не просто как большое количество пикселей в выпускаемых мониторах и телевизорах. Это следствие нового принятого видеостандарта. В будущем вещание UHDTV будет вестись по стандарту ITU-R Recommendation BT.2020 (или просто Rec. 2020). Старый Full HD называется Rec. 709. Давайте же сравним старый и новый форматы.

Новый стандарт Rec. 2020 подразумевает умопомрачительные характеристики изображения:

  • Разрешение 3840 x 2160 (4K) или 7680 × 4320 (8K) пикселей
  • 10/12-битная глубина цвета на каждый канал
  • Цветовая субдискретизация 4:2:0, 4:2:2 или 4:4:4
  • Прогрессивная развертка 60—120 кадров в секунду
  • Широкий цветовой охват Rec. 2020 (75,8% от пространства CIE 1931)

Сравним это со старым стандартом HDTV (Rec. 709) (известным как нынешний Full HD):

  • Разрешение 1280 x 720 (HD) или 1920 x 1080 (FHD) пикселей
  • 8-битная глубина цвета на каждый канал
  • Цветовая субдискретизация 4:2:0
  • Прогрессивная развертка до 60 кадров в секунду
  • Цветовой охват Rec. 709 (35,9% от пространства CIE 1931)

По сравнению с 4K старый DVD смотрится уныло

Так что же получается при сравнении Ultra HD против Full HD лоб в лоб?? Если рассматривать эти термины как стандарты Rec. 2020 против Rec. 709 то получаем:

— В 4 или более раз высокое разрешение
— От 4-х до 16-ти раз большую глубину цвета по каждому каналу
— В два раза большую частоту
— Более чем двукратное увеличение охвата цветового спектра

Другими словами новый стандарт в разы лучше старого по всем критериям!

Поэтому следует понимать, что производители просто не в состоянии соблюсти все рекомендации нового стандарта. Из всех предъявляемых требований соблюдается только та часть, которая касается самого разрешения. Но в будущем ситуация исправится.

Телевизоры, безусловно, хорошие.  Но пока они не способны выдать заявленную цветопередачу и необходимую частоту.

Тем не менее стандарт активно поддерживается различными производителями. Например, американская компания RED в свое время активно внедрявшая цифровые камеры вместо пленочных теперь производит 4K видеокамеры.

Разумеется, в основном для Голливуда, но попытки делать бытовые камеры очень радуют. Профессиональные 4K видеокамеры стоят чрезвычайно дорого.

Однако, уже началось производство сетевого медиаплеера с поддержкой 4K. Бытовая аппаратура для Ultra HD попросту отсутствует, поэтому REDRAY распространять видеоконтент  через собственное облако ODEMAX. Его пользователи смогут конвертировать свои файлы в формат *.RED специальным софтом в комплекте с проигрывателем.

Технические специалисты RED заявляют, что их методы сжатия видео очень эффективны и что фильм для REDRAY в 4K будет поместится на USB-флешку (видимо 64Гб), а битрейт составит 20 Мбит/с (2,5 Мбайт/с). Это очень оптимистично даже в сравнении с новым кодеком HEVC (H.265). При этом REDRAY запакует/воспроизведет полноценный 4K с 12-битной глубиной цвета и субдискретизацией 4:2:2 — это гораздо больше чем Blu-Ray (8-битный цвет, субдискретизация 4:2:0). Вот он прогресс!!!

Так же  REDRAY имеет четыре выхода HDMI 1.4, и работая одновременно с ними можно получить 4K в 3D при частоте 60 кадров в секунду. Домашние UHD-телевизоры первой волны поддерживают 4K максимум в 2D при 30 кадрах попросту не готовы к этому. RED начнет продавать плеер REDRAY в марте по цене $1450. (когда будет на рынке Украины — не ясно).

Не меньше усилий прилагает и компания Sony. Опять же, в свое время консоли PS2  поддержали DVD, потом PS3 подтолкнула к массовому Blu-Ray. Теперь SONY планирует какое-то дикое мероприятие в Нью-Йорке на 20-е февраля — очевидно это презентация PlayStation 4. Вполне может оказаться, что новая консоль PS4 будет поддерживать стандарт 4K и станет локомотивом его внедрения. При этом будут использоваться не физические носители, а облачный сервис — у SONY есть для этого все ресурсы.

Наконец, производители железа тоже не сидят на месте. Сегодня все в ожидании характеристик самой мощной видеокарты GeForce TITAN. На кой нужна такая вычислительная мощность, как не для отрисовки изображений в высоких разрешениях?

ВЫВОД

Получается, что на самом деле есть ТОЛЬКО сам стандарт. Носителей нет, камер считай нет, телевизоров/мониторов в полном смысле слова нет, средств высокоскоростной передачи нет (не считая объединения 4-х HDMI 1.4, хотя усиленно продвигается Thunderbolt, видеокарт для игр в таком разрешении пока тоже нет). Ничего нет 🙂  О чем тогда статья?

Статья о стандарте Rec. 2020, его тернистом пути и скорейшем внедрении.

TAGS: , , , ,

2 комментария

  1. Leningrad:

    Интересная статья. Довольно познавательно полчилось. Ультра ХД на фоне двд выглядит монстром ))

  2. Zloy_gopnik:

    Ага. Посмотрел цены и аху***. Во всем этом УЛЬТРА только то, сколько ультраденег вы выкините

Оставить комментарий